На солнечной тяге

Вот уже несколько десятилетий инженеры всего мира пытаются создать альтернативу привычным двигателям, которые повсеместно используются в привычных нам видах транспорта – автомобилях, самолетах, кораблях. И похоже, они достигли в этом деле немалых успехов – транспортные средства, использующие энергию солнца, с каждым годом становятся быстрее, мощнее и эффективнее.

На солнечной тяге

Эра солнцемобилей

Первый в мире автомобиль на солнечных батареях был представлен публике в 50-х годах прошлого века. По тем временам эта машина казалась настоящим технологическим прорывом: мало того, что ее двигатель получал энергию от солнца, автомобиль был оборудован системой дистанционного управления и мог ездить без водителя. В серию это чудо техники, конечно, не пошло. Прототип был создан лишь для того, чтобы продемонстрировать принципиальную возможность производства подобного рода машин. Тем не менее концепция автономного в энергетическом плане средства передвижения, которому не нужны заправки, не давала покоя изобретателям и конструкторам всей планеты.

124-550x309.jpg

Сейчас лидером по основным характеристикам является созданный австралийскими специалистами автомобиль Sunswift eVe. Летом этого года пилоты на этой машине побили рекорд скорости для электромобилей, державшийся 26 лет. Sunswift eVe преодолел расстояние в 500 км со средней скоростью более 100 км/ч (предыдущий рекорд – 73 км/ч). При этом благодаря солнечным панелям общей мощностью 800 Вт и 60-килограммовому аккумулятору автомобиль способен разгоняться до 140 км/ч, а его дальность пробега достигает 800 км.

Небесный тихоход

Если солнцемобили, появившись больше полувека назад, уже плотно вошли в нашу жизнь, то самолеты, использующие для движения исключительно солнечную энергию, – пока товар штучный.

Одна из самых продвинутых на данный момент моделей, первый полет которой состоялся в 2009 году, называется Solar Impulse. Из-за своих гигантских узких крыльев, которые имеют размах 63 метра (кстати, такой же, как у дальнемагистрального Airbus A340), этот прототип больше похож на планер, чем на самолет. Однако такая нестандартная конструкция – не футуристическая причуда дизайнера – на крыльях конструкторы разместили 12 000 солнечных батарей, которые используются для питания четырех электродвигателей и зарядки аккумуляторов.

solar-plane.jpg

Несмотря на то что быстротой этот самолет похвастаться не может, его крейсерская скорость всего 70 км/ч (крейсерская скорость того же Airbus A340 – 875 км/ч), в начале июля 2010 года Solar Impulse установил сразу два мировых рекорда для летательных аппаратов на солнечных батареях. Так, максимальная высота полета составила 8700 м, а сам полет длился неслыханные до этого 26 часов! В течение дня солнечные батареи заряжали аккумуляторы, которые питали двигатели ночью. Таким образом, создатели Solar Impulse доказали, что теоретически этот одноместный самолет может находиться в воздухе бесконечно долго.

Лучи вместо ветра

В 2010 году германские инженеры представили миру еще одно средство передвижения на солнечной тяге. Им стал катамаран TURANOR PlanetSolar стоимостью 17,5 млн евро – самый большой «солнечный» корабль в мире.

Turanor-PlanetSolar-08.jpg

Как и Solar Impulse, эта машина создавалась специально для того, чтобы продемонстрировать принципиальную возможность бесконечного автономного плавания. И со своей задачей корабль справился – за 18 месяцев TURANOR PlanetSolar совершил кругосветное путешествие, чего до этого не удавалось ни одному кораблю, использующему лишь солнечную энергию.

Вся поверхность палубы 35-метрового судна покрыта солнечными панелями – 38 000 улавливающих свет элементов разместили на площади 537 кв. метров. Корпус катамарана выполнен из углеродного волокна – всего было использовано свыше 20 тонн карбоновых волокон, более 11 тонн пенного материала и 23 тонны резины и затвердителя. Максимальная скорость судна – 26 км/ч, вместимость – 50 человек.

#INNER0#


Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33