Лишняя энергия

Избыток генерирующих мощностей – не только российская проблема, с вопросами надёжности и избыточности мощностей в той или иной степени сталкивается любая крупная энергосистема. К примеру, в самом богатом и технологически развитом штате США – Калифорнии – сложилась парадоксальная ситуация: экономика с каждым годом тратит электричества всё меньше, а местные власти продолжают согласовывать строительство новых электростанций.

Лишняя энергия

Источник: latimes.com

Во время своего запуска в 2001 году Энергетический центр округа Саттер, что находится к северу от Сакраменто, был провозглашён самой экологически чистой электростанцией в стране. Он производил электроэнергию, используя меньше воды и газа, чем станции предыдущего поколения. Однако год назад электростанция, обошедшаяся в $300 млн, была закрыта, отработав лишь 15 лет вместо положенных 30–40. Его электричество оказалось попросту невостребованным, в значительной степени из-за того, что власти одобрили строительство другой электростанции, начавшей работу в 2010 году в округе Калуза, всего в 40 милях от Саттера.

Помимо Энергетического центра округа Саттер, в последнее время в Калифорнии были закрыты ещё две современные электростанции, недоработавшие несколько десятилетий до окончания своего жизненного цикла. Производимое ими электричество также оказалось невостребованным.

В Калифорнии существует значительный и постоянно возрастающий переизбыток электроэнергии. По официальным оценкам, к 2020 году электростанции штата будут производить на 21% электричества больше, чем потребуется экономике. И это без учёта стремительно набирающей обороты солнечной генерации.

При этом калифорнийцы существенно переплачивают за электричество. За последние годы тарифы выросли почти вдвое по сравнению с остальной страной. И хотя штат использует на 2,6% меньше электроэнергии из центральной сети, чем в 2008 году, частные потребители и бизнес ежегодно платят на $6,8 млрд больше. В ближайшие годы эта ситуация будет лишь усугубляться, учитывая, что регулирующие органы постоянно повышают потребительские тарифы, чтобы компенсировать расходы на новые станции и сопутствующую сетевую инфраструктуру.

«Мы в Калифорнии закрываем глаза на очевидные факты, – говорит Лоретта Линч, бывший президент Калифорнийской Общественной комиссии по коммунальным услугам (California Public Utilities Commission), выступающая за приостановку строительства новых станций. – Мы буквально купаемся в супердорогой электроэнергии».

Отраслевые регуляторы штата на протяжении многих лет поощряли инициированный коммунальными энергокомпаниями строительный бум. Несмотря на то что с 2008 года спрос на электричество снизился, за это время совокупная мощность калифорнийских электростанций выросла в объёме, достаточном, чтобы вшестеро перекрыть потребности всех домохозяйств Лос-Анджелеса.

Достигнув пика в 2008 году, потребление электричества в Калифорнии снижается

Между тем предложение на рынке электроэнергии продолжило рост, несмотря на стагнирующий спрос

По мнению Линч и других критически настроенных экспертов, ошибки регуляторов усугубляются эгоистичным поведением калифорнийских коммунальных компаний. Дело в том, что каждая введённая в строй электростанция гарантирует доход в 10,5% от её стоимости, независимо от того, нужна её электроэнергия или нет. Это обстоятельство и является основным стимулом для продолжения строительства: коммунальщикам выгоднее создавать новые объекты генерации, чем перепродавать электричество с уже готовых станций, принадлежащих конкурентам.

Регуляторы, в свою очередь, признают наличие переизбытка мощностей, но считают его вполне оправданным. Инвестиции, по их мнению, нужны, чтобы уберечь энергосистему от непредвиденных сбоев, вызванных, например, необычайной жарой или лесными пожарами.

«Мы строим больше генерирующих объектов, чем нужно, поскольку это позволяет поддерживать определённый уровень надёжности, – объясняет Майкл Пикер, нынешний глава Калифорнийской Общественной комиссии по коммунальным услугам. – Часть избыточной мощности нужна в качестве резерва для безболезненного закрытия устаревших электростанций. Кроме того, новые электростанции помогут нам соответствовать принятым экологическим стандартам, по которым к 2030 году 50% всего электричества должно производиться из «чистых» источников. К тому же некоторые муниципалитеты хотят обладать собственными независимыми источниками энергии, что зачастую приводит к переизбытку электричества в масштабах штата».

Оппоненты Пикера согласны, что некоторый переизбыток мощности необходим. Отраслевые нормативы предусматривают 15-процентную «подушку безопасности». Но, по данным Западного энергетического координационного совета, отслеживающего мощность и надёжности энергосистемы, Калифорния уже преодолела эту отметку и за следующие три года превысит установленный законом объём резервной мощности на шесть процентных пунктов.

«Даже 15% – это много, – убеждён Роберт Маккалуф, глава компании McCullough Research, изучающий проблему по заказу калифорнийских властей и энергокомпаний. – Обычно, 10% дополнительной мощности вполне достаточно».

Ещё один аргумент критиков Пикера состоит в том, что потребители попросту не знают, что повышение цен на электричество и переизбыток мощностей связаны между собой.

К тому же, по их мнению, перепроизводство электричества может быть связано с плохой организацией самой энергетической отрасли.

Законодатели сделали энергетический рынок штата конкурентным в 1998 году под давлением частных коммунальных компаний, недовольных монополией на производство и продажу электричества. Идея состояла в том, чтобы снизить цены при обеспечении прежнего уровня поставок. Коммунальные компании и их клиенты получили право покупать электричество у новых независимых производителей электроэнергии. Законом также предусматривалось создание специальной биржи, где электричество можно продавать и покупать, как и любой другой биржевой товар вроде нефти или пшеницы.

Предполагалось, что все будут в выигрыше. Но в реальности вместо того, чтобы внедрять инновации и снижать цены, рыночные игроки вроде корпорации Enron и других торговцев электричеством стали манипулировать рынком и сделали всё для роста цен.

У коммунальных компаний оказались связаны руки, так как они перед этим продали все свои газовые электростанции. Не имея возможности производить нужное количество электроэнергии, коммунальщики влезали в долги, закупая электричество для своих потребителей на конкурентном рынке. В результате всё это привело к многочисленным отключениям по всему штату.

Преодолев кризис, региональные власти, отраслевые регуляторы и коммунальные компании приняли решение никогда больше не допускать подобной ситуации, пообещав построить больше электростанций как независимых, так и принадлежащих самим коммунальщикам. Но постепенно ландшафт менялся. К тому времени, когда новые станции начали производить электричество, потребление стало падать (отчасти в результате замедления экономики, но также из-за повышения энергетической эффективности). От дефицита энергии штат пришёл к её огромному переизбытку.

«В Калифорнии существует целая традиция принятия поразительно плохих решений, – продолжает энергетический консультант Роберт Маккалуф. – Они строят объекты и взимают плату за них. В этом нет ничего нечестного или сложного. Речь идёт лишь о плохом планировании».

С 2008 года в Калифорнии вступили в строй около 30 новых электростанций. При этом большинство из них регулярно включают в работу в лучшем случае половину имеющихся мощностей. По данным Управления энергетической информации США, за это время совокупный объём средств, ежегодно собираемых коммунальщиками с потребителей электричества, вырос с $33,5 до $40 млрд. В перерасчёте на каждое домохозяйство сумма в счёте за электроэнергию выроста на $60 в год.

Средняя стоимость электроэнергии для калифорнийских потребителей составляет 15,24 центов за кВт·ч – примерно на пять центов больше, чем в других штатах. С 2008 года тарифы на электричество в Калифорнии выросли на 12%, тогда как во всей остальной стране они снизились на 3%.

Сравнение средних цен на электроэнергию в Калифорнии и США в целом

«Калифорнийские коммунальные компании постоянно стонут, что, мол, у нас не хватает мощностей, – говорит Билл Пауэрс, юрист в сфере прав потребителей, засыпающий регулирующие инстанции петициями, рассчитывая остановить строительство новых станций. – Они тщетно пытаются достичь некой «абсолютной божественной надёжности» энергосистемы».

Между тем многие эксперты признают: несмотря на избыток мощностей, потребителям и общественности сложно удержать Калифорнийскую Общественную комиссию по коммунальным услугам от выдачи разрешений на строительство всё новых электростанций.

В 2010 году регуляторы рассматривали запрос компании Pacific Gas & Electric Co на разрешение построить электростанцию стоимостью $1,15 млрд к востоку от Сан-Франциско, в округе Контра Коста. Член Калифорнийской Общественной комиссии по коммунальным услугам Дайан Грюенич (Dian Grueneich) выразила опасение, что строительство станции приведет к росту тарифов на электричество, при том что за пять лет до этого тарифы Pacific Gas & Electric Co с разрешения комиссии и так выросли на 28%. Но её возражения были проигнорированы. Четырьмя голосами против одного комиссия приняла решения о строительстве станции. Юристы, представляющие интересы потребителей, подали в суд, чтобы приостановить проект, и, к удивлению многих, выиграли процесс. В феврале 2014 года Апелляционный суд Калифорнии отменил решение комиссии, признав, что нет никаких доказательств необходимости новой электростанций. И тем не менее эта победа оказалась едва ли не единственной – все недавние попытки блокировать в судебном порядке решения комиссии о строительстве новых станций потерпели неудачу.

Источник: www.latimes.com


Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33