В Германии в поисках топливного водорода зажгли 10 тысяч солнц

В Германском центре авиации и космонавтики (DRL) установили 149 прожекторов и зажгли их одновременно. Цель эксперимента – получить энергию для выделения водорода из воды и создания экологически чистого топлива. В момент работы система даёт освещённость, эквивалентную излучению 10 тысяч солнц. Правда, за несколько часов работы система потребляет столько же электричества, сколько обычный дом за год, так что её саму назвать экологически чистой пока нельзя. 23 марта она прошла первые испытания.

В Германии в поисках топливного водорода зажгли 10 тысяч солнц

Световая система называется Synlight и находится в немецком городе Юлих, примерно в 15 км к западу от Кёльна. Она состоит из 149 ксеноновых короткодуговых ламп – аналогичные используются в больших кинопроекторах, чтобы создать освещённость, которую бы дали 10 тысяч солнц в погожий день.

В ходе запуска исследователи сконцентрировали излучение 350-киловаттного сотового массива на одном металлическом листе размером 20 х 20 см. Как говорит директор центра Бернард Хоффшмидт, система способна создавать температуру до 3000 °C. Размеры самой конструкции составляют 14 м в высоту и 16 м в ширину.

Исследователи собрали эту систему в поисках новых способов создания топлива, а именно – водорода. В отличие от многих видов топлива водород не выделяет при сжигании углеродные выбросы и поэтому не способствует глобальному потеплению. Но водородное топливо не появляется естественным путём. Для его создания требуется разделить воду на два компонента – водород и кислород. А для этого необходимы условия, подобные звёздным.
Когда система фокусируется в одной точке, то нагревает металл до 800 °C, а затем он распыляется водным паром. Металл реагирует с кислородом в воде, и остаётся водород. При дальнейшем нагревании кислород вновь отделяется от металла.

Внутри здания, где работает система, разумеется, нельзя находиться – одной секунды воздействия отражённого от стен излучения хватит, чтобы поджарить человека.

Водород очень летуч, так что к водородному топливу придётся относиться с осторожностью. Тем не менее его можно будет использовать в автомобилях и самолётах – существуют высокопрочные герметизированные резервуары, которые в случае повреждения мгновенно рассеивают содержимое в атмосфере. В качестве альтернативы можно добавить к смеси окись углерода и получить экологически чистое керосиновое топливо, которое можно использовать в авиационной и ракетной промышленности.

«В будущем возобновляемые источники энергии станут основой глобального энергоснабжения, – говорит глава отдела Агентства по энергетике и транспорту Карстен Леммер. – Виды топлива, полученные с использованием солнечной энергии, имеют большой потенциал для долговременного хранения, синтеза химического сырья и сокращения выбросов СО2».

Сейчас система Synlight ограничена количеством электричества, требуемым для работы. Всего за 4 часа она расходует столько же электричества, сколько стандартный многоквартирный жилой дом в течение года. Но в будущем, возможно, получится перевести её на прямую работу от солнечных лучей.
Пока система находится на стадии тестирования, но как только удастся добиться значимых результатов, её габариты будут увеличены в 10 раз. По оценкам исследователей, это будет возможно уже в течение нескольких лет.

Похожая система сейчас тестируется исследователями из Швейцарского федерального технологического института в Лозанне. Их аппарат состоит из 18 источников света, расположенных в паре концентрических кругов. Исследователи используют его для изучения и разработки способов преобразования и хранения солнечной энергии, тестирования оборудования для её получения, изменения теплопередачи между материалами в стрессовых условиях.

Источник: theguardian.com, gazeta.ru


Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33