Гарантированный платёж

С 1 июля начинает работать система фингарантий на оптовом рынке электроэнергии. Покупатели, допускающие просрочки, теперь не допускаются к торгам без поручительства от генератора или гарантии от одного из 13 аккредитованных банков. Однако на практике оказалось, что той энергосбытовой компании, которой гарантии действительно необходимы, получить их не так просто.

Гарантированный платёж

Источник: shutterstock

С 1 июля на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) официально начинает работать система финансовых гарантий, призванная уменьшить задолженность покупателей электроэнергии – прежде всего гарантирующих поставщиков (ГП) и энергосбытовых компаний (ЭСК), перед генераторами. С этого момента в прежнем режиме смогут работать только покупатели, не допустившие ни одной просрочки в платеже в течение 8 контрольных дат с 25 марта по 21 мая. Максимальное допустимое отклонение, не нарушающее положительную платёжную историю, изначально составляло один день, на который можно было однократно просрочить платёж. Позже по инициативе НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) этот срок был увеличен до трёх дней, кратность осталась неизменной. Необходимость увеличения этого срока НП мотивировало тем, что не во всех случаях просрочка допускается по вине плательщика, зачастую – по вине банка или смежных организаций.

Для всех, кто не может подтвердить свою безупречную платёжную историю, требуется финансовая гарантия. Она может представлять собой как гарантию банка, так и поручительство участника рынка (им может быть генератор с совокупной мощностью по всем ГТП от 100 МВт), а также свободный двусторонний договор. Размер гарантии – прогнозный месячный объем покупки на РСВ и БР. Положения, связанные с введением СФГ, вступили в силу 21 февраля, в марте-апреле АТС и ЦФР проводили тестирование системы. На момент, когда регламентное оформление системы сформировалось в общем виде, – осенью 2012 года при совокупной задолженности на ОРЭМ в 42 млрд руб, – 54% покупателей имели недостаточно качественную платежную историю, чтобы продолжать работать без гарантий.

Те энергосбытовые компании, которым не продадут без гарантий электроэнергию в июле, должны были предоставить гарантии до 24 июня. Дальше сроки будут строже – гарантии должны предоставляться до 15 числа месяца, который предшествует месяцу покупки, а если эту дату покупатель пропустил, в течение следующих десяти дней он всё еще может представить гарантию, однако уже не на один, а на два месяца вперед. Чуть более щадящий режим для июля был утверждён набсоветом «Совета рынка» ровно 24 июня – поскольку ни сбыты не успевали провести все соответствующие корпоративные процедуры, подготовить финансовую документацию и обеспечить раскрытие собственников, ни банки – проверить финансовую состоятельность покупателя для утверждения предоставления гарантии. Если покупатель не предоставил гарантии, он рискует лишиться статуса участника ОРЭМ.

Отношение к системе со стороны всех заинтересованных сторон – скорее положительное, но в некоторых отношениях двойственное. С одной стороны, припугнуть неплательщиков явно удалось. «Фингарантии уже дали свой эффект, – говорил в начале июня председатель правления НП «Совет рынка» Вячеслав КРАВЧЕНКО. – Ситуация на оптовом рынке улучшилась кардинально. Начиная с 1 февраля, когда было принято решение о введении финансовых гарантий, число неплательщиков сократилось до 18%, тогда как раньше их было 53%». В денежном выражении сейчас (на 21 июня) задолженность составляет 49,8 млрд руб., что практически соответствует уровню начала года – задолженность скакнула на 10 млрд руб. в первые два месяца, а потом начала резко падать. Впрочем, «Совет рынка» связывает это не столько с ФГ, сколько с лишением статуса 11 ГП, 8 из которых были исключены из числа участников ОРЭМ как раз впервые два месяца.

С другой стороны, ещё на стадии тестовой обкатки механизма в нём обнаружились заметные недоработки, существенно осложняющие работу ЭСК. Во-первых, это упомянутая выше краткость допустимой просрочки платежа. Во-вторых, что более важно, это повсеместные отказы в выдаче гарантий со стороны банков, аккредитованных в системе (сейчас их 13, в том числе такие представители первой десятки, как Газпромбанк, ВТБ, Альфа-банк).

Эта проблема вытекает из очевидного противоречия: ФГ наиболее актуальны для наименее дисциплинированного плательщика, а наименее дисциплинированный плательщик не устраивает банки. Вследствие этого банки, пытаясь подстраховаться, соглашаются выдать гарантию ЭСК лишь в том случае, если она выполнит дополнительные требования. Среди них – предоставление только покрытой, то есть выдаваемой на условии покупки векселей, гарантии, требование залога в виде недвижимости, транспорта, производственного оборудования, поручительства со стороны собственника сбыта, переноса оборотных средств на расчётные счета в банках-гарантах и выполнения других действий, страхующих гаранта от невыполнения клиентом его платёжных обязательств.

В число везучих сбытов попали те, кто входит в единые холдинги с генерацией и имеет возможность получить поручительство со стороны генкомпании, а также те, кто работает с крупными потребителями и может подтвердить платежеспособность договором. Невезучими оказались те, у кого заметную долю в структуре отпуска занимают потенциальные или действующие неплательщики – неотключаемые потребители, бюджетники, предприятия ЖКХ – прежде всего, ГП. Ни достаточного для удовлетворения банков балансового имущества, ни уставного капитала, сопоставимого с размерами обязательств, у значительной части ГП нет. А при наличии жестких требований к ГП в области платежной дисциплины, такие требования вовсе не распространяются на тех, кто обязан платить ГП. В этой связи ГП заявляют: если от нас требуется предоставление фингарантий на оптовом рынке, не справедливо ли будет обязать наших розничных контрагентов к предоставлению таких же гарантий? Минэнерго в целом согласно с этой позицией. Несмотря на то, что в законопроект, внесённый министерством в апреле, вошел лишь минимальный пакет мер по борьбе с задолженностью, впоследствии «Совет рынка» представил дополнительные требования, которые правительство поручило включить в пакет предложений Минэнерго. Это введение квалифицирующих требований для перепродавцов энергоресурсов, финансовые гарантии, введение ответственности собственников энергоснабжающих или энергопотреблящих объектов.



Автор: Наталья Семашко

28 июня 2013 в 18:30

единая энергосистема, регулирование, энергосбытовая компания, Минэнерго Кравченко

Другие пользователи читают

Платёжные разногласия

С 1 июля все платежи за ЖКХ должны будут проходить через государственную информационную систему жилищно-коммунального...

19 мая 2017 в 15:12
ОГК-2 подало заявки на вывод из эксплуатации 5 ГВт мощностей

ОГК-2, подконтрольная «Газпром энергохолдингу», подала в заинтересованные муниципалитеты заявки на вывод 5 ГВт мощности....

26 апреля 2017 в 02:54
Сети и сбыты уместятся в одном окне

На этой неделе были опубликованы постановления правительства об изменении порядка технологического присоединения (ТП)...

17 мая 2017 в 16:53
Лицензирование сбытов: передел рынка или борьба с неплатежами?

С 1 июля энергосбытовые компании России смогут работать лишь при наличии лицензии. Соответствующая норма содержится в за...

03 мая 2017 в 09:50